Дедуля Филарет хоронит автокефальный проект Фанара
Синод Константинопольского патриархата не принимал решения о снятии анафемы с главы киевских раскольников Михаила Денисенко (“Филарета”).
Об этом в интервью порталу “Главновости” заявил архиерей Украинской православной церкви, архиепископ Нежинский и Прилукский Климент.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
“Мне было удивительно слышать интерпретацию решений, которые принял Константинопольский Синод, и, в частности, заявление о том, что с Филарета была снята анафема, поскольку в тех документах, которые по крайней мере были опубликованы, слово “анафема” нигде не присутствует. Речь шла о тех запрещениях, которые были положены на Филарета еще до наложения на него анафемы, то есть в 1992 году”, – сказал архиепископ.
При этом он высказал удивление, что целый ряд высокопоставленных политиков отличились “фейерверками и поздравлениями” по случаю якобы получения от Константинополя томоса об автокефалии.
“Автокефалии никто не предоставлял, томосов никаких никто не выдавал. Несмотря на заявление о том, что это будет, мы совершенно не имеем уверенности в том, что это будет в ближайшее время. Судя по решениям Константинопольской патриархии, эта церковь очень активно занялась процессом создания своих структур на территории Украинской православной церкви”, – подчеркнул митрополит Климент.
Такие действия Константинополя он охарактеризовал как “вторжение на каноническую территорию”, не принадлежащую Константинопольскому патриархату.
Продолжая давать оценку главе так называемого “киевского патриархата”, архиепископ заметил, что объявление Константинополем о снятии прещений (дисциплинарных наказаний) с Филарета означает не механическое снятие этих прещений, а то, что это будет реализовано в случае, если Филарет и его церковная структура войдет в состав Константинопольской патриархии.
“Эти условия не новы, они озвучивались и 10 лет назад, когда патриарх Варфоломей приезжал в Киев, и в предыдущие исторические периоды. Но, как нам всем известно, амбиции Филарета совершенно другие. Вчера он заявил, что патриархом был, есть и остается. А если рассматривать все решения, которые были приняты, то в одном Константинопольском патриархате два патриарха едва ли могут уместиться”, – сказал Климент.
Также он добавил, что с церковной точки зрения, в статусе Филарета ничего не изменилось и он продолжает оставаться гражданином Денисенко.
“Эта плачевная ситуация связана с упорством Филарета пребывать в церковном расколе”, – резюмировал митрополит.
Стоит отметить, что в решении Константинопольского Синода о снятии анафемы с Филарета-Денисенко действительно речь не идет.
“Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью”, – говорится в решении Константинополя.
Надо признать, что формулировки выглядят достаточно расплывчатыми и не дают однозначного ответа на вопрос, кем сегодня Константинополь считает главу “киевского патриархата”.
На этот момент в своем блоге обратил внимание богослов Андрей Кураев, задавший соответствующий вопрос представителю при Всемирном совете церквей, епископу Константинопольского патриархата Иову (Гече).
“Владыка, какой сейчас с точки зрения Фанара сан у Филарета? Епископ? Митрополит? Патриарх? Как называется его кафедра и есть ли она у него вообще?”, – поинтересовался Кураев.
“Насколько мне известно, “бывший митрополит киевский”, – уточнил константинопольский епископ.
Скрин с этой перепиской в Facebook богослов выложил в своем блоге.
“Так что вчерашнее заявление Филарета “я был патриархом, есть и буду” – это лишь его самопрезентация. Таким своим поведением он уже похоронил автокефальный проект Фанара в 2008 году. Тем же шляхом дедуля прёт и сейчас”, – прокомментировал эту ситуация Кураев.
Позже он добавил, что епископ Иов удалил свой комментарий.
“О, мой диалог с Иовом уже удален им. Какие же они одинаковые, эти высокопреосвященные…”, – резюмировал богослов.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.