Тайные страницы истории Западной Украины: Красный флаг над Львовом в 19 веке
Юрий Латыш, кандидат исторических наук
Сегодня Галичина может показаться извечным бастионом национализма. В русскоязычном сегменте интернета этот регион часто ассоциируется с факельными шествиями, запретом отмечать День Победы, а также с депутатами, которые увольняют водителей маршруток за русскоязычные песни и слоняются по детским садикам, требуя от малышей называть свои имена по-украински. Конечно, такие факты имели место быть. Но часто они используются для распространения мифов и стереотипов. В итоге в выигрыше остаются силы, стремящиеся столкнуть лбами Галичину и Донбасс, получая дивиденды от войны.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Настоящая история этого самобытного и удивительно красивого украинского региона тесно связана с мультикультурализмом, толерантностью, борьбой за социальную справедливость. Хотя по политическим мотивам об этих страницах истории не любит вспоминать современная «элита».
Галицкий путь
Со времен Средневековья и до 18 в. обширный край, включающий современную Западную Украину, а также восточные и юго-восточные земли современной Польши, назывался Червонной Русью. Как и каждый регион такой большой страны, как наша Родина, он имел свои особенности исторического развития. Вместе с тем русины (то есть «сыны Руси»), как называли себя жители края вплоть до ХХ в., всегда осознавали себя частью одного народа с населением Надднепрянской Украины.
Червонная Русь имеет богатую историю, в которой имели место и героическая борьба галицких князей против ордынских и западных (польских и венгерских) захватчиков, и длительное иноземное владычество, вследствие чего Галичина была глубоко, хоть и не полностью интегрирована в западную цивилизацию.
Название края, вероятно, происходит от группы древних Червенских городов по верхнему течению Западного Буга, его притокам Гучве и Луге, верховьям Стыра. В их число входили Червен, Луческ, Сутейск, Броды и др. Города были присоединены к Киевской Руси киевским князем Владимиром Великим, а впоследствии здесь возникло Галицко-Волынское княжество. Его создатель православный князь Роман Мстиславич первым на Руси заявил претензии на титулы византийского императора – царь («цезарь») и самодержец («автократор»).
Вопреки распространенному мифу о сельском характере галицкой культуры, Червонная Русь имеет едва ли не тысячелетнюю непрерывную урбанистическую традицию. С древних времен города были полиэтничными. Здесь жили представители разных народов и религий: русины, поляки, евреи, немцы, армяне, чехи. Галицкие князья активно приглашали в города иностранных ремесленников и купцов, которые принесли практику городского самоуправления – Магдебургское право.
В составе Польско-Литовского государства – Речи Посполитой – Львов, наряду с Острогом и Киевом, был одним из центров православной культуры. Особенности развития украинских земель обусловили важность «русской» (православной) веры, выступавшей гарантом сохранения “старожитного народа руського” в католической Речи Посполитой.
Православная Церковь стала синонимом идентичности народа руського. Здесь активно развивалось братское движение – местный аналог европейской Реформации. Братства создавались православными горожанами (ремесленниками и купцами) и частью шляхты для защиты интересов православного населения. Они основывали школы, кредитные союзы, типографии.
В 1574 г. на деньги Львовского братства во Львове Иван Фёдоров издал первые в Украине печатные книги на славянском языке – «Апостол» и «Букварь».
Любопытно, что из всех украинских епископов только Львовский и Перемышльский (Перемышль – ныне город в составе Польши) отвергли Брестскую унию 1596 г., провозгласившую объединение православных и католиков Речи Посполитой под властью Папы Римского.
Важной особенностью исторического пути Галичины стало отсутствие здесь казацкого строя, хотя многие галичане становились казаками. Но казачество было феноменом степи и пограничья. В результате этого Червонная Русь осталась под властью шляхты, пока в конце 18 в. не была захвачена Австрийской империей Габсбургов.
Львов под красным флагом
Длительный отрыв Галичины от остальной территории бывшей Руси выдвинул на повестку дня национальный вопрос, так как галичанам постоянно угрожала ассимиляция. Поэтому верхушка местного общества (священники, землевладельцы, интеллигенция) отдавали преимущество национальному фактору перед социальным. В то же время трудящиеся массы – крестьяне и наемные рабочие – прежде всего, стремились к социальной справедливости. Впервые это проявилось во время Австрийской революции 1848–1849 гг.
В ночь с 1 на 2 ноября 1848 г. над львовской ратушей впервые на территории Украины был поднят красный флаг. События 1848–1849 гг. вошли в историю, как «Весна народов». Народы Франции, Пруссии, Австрии, Италии, Венгрии массово выступили против своих монархов. Люди требовали созыва парламентов, свободы слова, собраний, вероисповеданий.
В Вене пало министерство Меттерниха. Революционные события достигли и Львова. 1 ноября австрийские правительственные войска применили оружие против толпы, и это стало поводом к выступлению. Студенческая и рабочая молодежь разных национальностей соорудила баррикады, народ вооружался, город готовился отразить штурм правительственных войск. Весь центр города оказался в руках восставших рабочих и ремесленников, вооруженных ружьями, косами, саблями и топорами. К повстанцам присоединилась часть национальной гвардии, в частности студенты «Академического легиона».
Днем 2 ноября после нескольких столкновений с повстанцами правительственные войска были вынуждены покинуть город. Тогда напуганная городская верхушка предательски отправила депутацию к главнокомандующему австрийских войск генералу Хаммерштайну. Они заявили, что «город желает спокойствия», но пожаловались, что не могут усмирить студенческий легион. Это очень обрадовало карателя, ведь теперь он превращался в «защитника». Вокруг Львова на холмах были установлены пушки, которые открыли бешеный огонь по центру города. Обстрел вызвал пожары – загорелись дома ратуши, университета, театра, политехнической академии, погибла университетская библиотека. Повстанцы понесли большие потери. В городе начались аресты. Ужасы бомбардировки описал И. Франко в работе «Удушливые дни во Львове в 1848 году».
К новой революции
Несмотря на поражение революции, главный тормоз экономического развития – панщина – была уничтожена. Началось бурное развитие индустрии и предпринимательства. Капиталистическая трансформация происходила очень непросто. Галичина рассматривались венским правительством, как внутренняя колония – сырьевой и аграрный придаток империи. Здесь слабо развивалась промышленность, в основном добывающие предприятия (добыча нефти, озокерита, вырубка леса), деревообрабатывающая и пищевая отрасли, господствовал иностранный капитал. Тяжелой индустрии почти не существовало, машиностроение развивалось слабо, уровень механизации производства был невысоким. Преимущественное количество западноукраинских (русинских) предприятий имели ярко выраженный кустарно-ремесленный характер.
Особенности экономического развития русинских земель отражались и на структуре населения. Небольшие полонизированные и онемеченные города окружало русинское крестьянское море. Регион постоянно находился в состоянии аграрного перенаселения, что создавало постоянный резерв дешевой рабочей силы для промышленности. Но из-за неразвитости индустрии многие были вынуждены выезжать на заработки за границу или эмигрировать.
С новой силой революционное движение активизируется в Галичине в конце 19 в. Главными формами борьбы стали митинги, демонстрации и забастовки. В 1890 г. рабочие Львова, Дрогобыча и других городов провели демонстрации 1 мая. На митингах ораторы призывали вести борьбу против социального и национального гнета, за 8-часовой рабочий день, за политические права трудящихся. В выпущенной листовке были такие слова: «Рабочие украинцы и поляки. Братья и товарищи по труду. Для всех нас, украинцев и поляков, Первое мая является днем международной дружбы и солидарности».
Австрийские власти остервенело защищали интересы собственников. И. Франко описал расправу властей над строителями: «Гусары атаковали плотно сбитую толпу, войско было встречено градом камней и после нескольких ужасных атак оттеснено со Стрелецкой площади, импровизированные баррикады, потом новые войска, четыре залпа из винтовок в толпу, потом новая стрельба – охота за рассеянными и за теми, кто спрятался в подворотнях, истязания прохожих».
Все иллюстрации подобраны редакцией портала из открытых источников. Подписи к иллюстрациям – ПолитНавигатор.
Продолжение следует…
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.