Российские телеканалы регулярно потчуют телезрителя если не русофобскими, то посредственными сериалами, тем самым основательно и грубо разрушая собственное государство.
Об этом в авторской колонке для «ПолитНавигатора» пишет российский писатель Платон Беседин.
Пару слов о сериале «Грозный», который сейчас идёт на телеканале «Россия». Просят меня высказаться. Как человека, к кино причастного.
И вроде бы надо вынести вердикт, конечно, но для чего? В том, собственно, и кроется главный ужас. Когда наступает стадия принятия. Сначала возмущаешься, злишься, после иронизируешь, подсмеиваешься (или наоборот, сначала – гнев, а после – сатира), затем поражаешься, но, в конце концов, принимаешь. И часто, дабы не нервничать, вычёркиваешь из жизни. Мало там дряни?
Нечто похожее и происходит с сериальной продукцией в России. Сначала они лепили и пихали зрителю бесконечные саги о ментах и преступниках. Пусть порою и получалось неплохо: родился же сериал «Улица разбитых фонарей». Были и вообще светлые моменты, когда подступались к классике. Ну, разве «Идиот» и «Мастер и Маргарита» прошли перед зрителем не без блеска? Вышло очень достойно. Тут, полагаю, справедливым будет напомнить, что снял два данных сериала Владимир Бортко. Умеет мастер.
Реклама
Да, то приятное, но чаще на экране – гадливое. В определённый момент, насытив и перенасытив рынок «семейными драмами» и «казаками против разбойников», телевизионщики и кинематографисты всерьёз решились взяться за историческую тематику. И вот тут, похоже, вышел конфуз. Потому что работа с историческим материалом предполагает кропотливость и педантичность. А наши деятели от телевидения и кино привыкли, что называется, ляпать на скорую руку. Но ведь они допускали ошибки даже в сериалах о ментах, что уж говорить о лентах о царях?
К тому же в исторических работах в принципе очень сложно избежать идеологичности. Вот как, например, показать Сталина? Как ни старайся, а назовут режиссёра либо проклятым сталинистом, либо врагом народа. Кропотливый подход, талант, вдумчивость – всё это спасает, но, к сожалению, оставлено оно нашими мастерами сериалов за бортом.
Это я всё к тому, что сериал «Грозный», который возмутил зрителя, вытекает из вышесказанного. Он есть следствие навязчивого и искрящего желания заработать бабло на великом имени. Это вообще знак эпохи: лабать (намеренно использую данное слово) халтуру по-быстрому, чтобы получить финансирование, а после пошуметь знатно. И всё это, что важно, в абсолютной уверенности: зритель тупой и схавает любую бяку.
Последнее не лишено смысла (учитывая падение образования и грамотности – особенно в гуманитарных науках), но всё же наш богоспасаемый народ удивительно чуток на дешёвку и «клюкву», да и знания кой-какие сохраняет.
Потому справедливо и показательно плюётся от мути вроде «Зулейха открывает глаза». Там нам презентовали токсичную русофобию, слепленную на коленке в кальянной. И пошли проверенной дорожкой. Забавно, кстати, что канал, на котором выходит подобная дрянь, называется «Россия». Так и хочется спросить: чья, простите, Россия? Ельцинская в своих худших образцах? Или вообще чужеродная? Впрочем, эти же вопросы можно и нужно адресовать всем федеральным каналам. Те упорно кормят зрителя суррогатом тринадцатой свежести, мешая туда в щедрых количествах ложь и глупость (чего больше? трудно сказать). И да, выходит нечто тлетворное, разлагающее не только интеллектуальный потенциал народа, но и его историческую память.
Правда, в данном контексте сериал «Грозный» с точки зрения продакшна – это своеобразная работа над ошибками. И в некоторых аспектах продукт сделан, действительно, профессионально. Например, с точки зрения грима и костюмов. Впрочем, это не отменяет многих нелепиц – вроде вилок на столах или 43-летнего актёра в роли 16-летнего юноши. Хотя многое можно простить (играл же Пётр Мамонов у Лунгина в фильме «Царь» Ивана Грозного, несмотря на колоссальную разницу в возрасте), если бы присутствовала органика. Однако её в «Грозном» нет. И не предвидится.
Ну а идеология? С ней всё как всегда – пусть создатели и старались балансировать между разными точками зрениями о царе. Вышло, к несчастью, с уклоном в насилие, кровь, разврат, глупость. Так смотрит на большой мир ребёнок, просидевший несколько лет в тик-токе. И чем больше мы позволяем таким «испорченным детям» лезть в нашу историю, снимая то пасквили, то посредственное кинцо, тем основательнее и грубее разрушаем собственное государство. Если это самоубийство, то почему всех? А если это глупость, то где интеллектуальная опричнина?
Пока же царь ненастоящий. Так что смотрите, дабы войско не взбунтовалось. Всё-таки стадия принятия ещё не наступила. И дай Бог, никогда не наступит.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.