22 ноября в Вильнюсе перезахоронили останки Викентия-Константина Калиновского. В Белоруссии это была, безусловно, главная новость дня.
Многие популярные независимые и оппозиционные интернет-СМИ вели онлайн-трансляции с мероприятия. Литовские консульства раздавали бесплатные визы, белорусская железная дорога пустила дополнительные поезда.
В результате на площади у вильнюсского кафедрального костела стояли тысячи белорусов. Состав собравшихся можно было определить по флагам – небольшое количество литовских, несколько польских, один украинский, ни одного официального белорусского и вся площадь, заполненная бело-красно-белыми флагами белорусских националистов.
Поляков было немного – у них есть и более достойные герои и в самой Польше Калиновский воспринимается без особого воодушевления. Зато в пантеоне белорусских националистов он, безусловно, самый почитаемый герой. Несмотря на то, что в белорусской истории хватает достойных правителей, мыслителей и героев, настоящий культ сделали из этого польского бунтовщика, добивавшегося отделения Польши (в которую он включал территорию вплоть до Смоленска) и залившего ради этого кровью белорусские и литовские земли.
Реклама
Калиновский десятками вешал православных священников и массово уничтожал белорусских крестьян, вся вина которых заключалась в том, что они отказывались поддержать восстание. Левацтво Калиновского националисты сейчас стараются не вспоминать, зато его антирусская и антиправославная направленность очень подходят для переформатирования белорусского национального самосознания в соответствующем ключе.
А что же власти? Фигура Калиновского слишком одиозна, чтобы Лукашенко смог бы сам отправиться в Вильнюс или произнести о нем хвалебную речь, ограничившись нейтральным «человек нашего государства» и назвав его роль в истории неоднозначной. Да и Макей, хоть и министр иностранных дел, но решил лишний раз гусей не дразнить. Критических слов о Калиновском и попыткам его глорификации, однако, тоже никто из высшего чиновничества не говорил.
В Вильнюс отправили вице-премьера Игоря Петришенко, бывшего в свое время послом в России. И он отличился. Сказал и про то, что деятельность Калиновского «связана с перерастанием белорусского национально-культурного движения в борьбу за белорусскую государственность в форме народовластия» и даже про то, что его личность должна объединять народы. Интересно, какие? И против кого?
Личность эта, напомню, была радикальнейшим русофобом. Что примечательно, Петришенко толпа освистала, забыв даже о том, что присутствует на траурном мероприятии, а не на футбольном матче. Освистала за предложение не использовать фигуру «Кастуся» в политических целях. Еще бы! Ведь именно в политических целях и создавался его культ.
Националисты делают из Калиновского икону уже лет 30. В свое время даже минскую попытку «майдана» назвали «Площадью Калиновского» (хоть и майданили на Октябрьской). Они пытаются представить его чуть ли не отцом национального самосознания, вспоминают клич повстанцев «Любишь Беларусь – то взаимно» и самиздатовскую газету «Мужицкая правда», издаваемую им на белорусском языке. Кстати, латинкой, сейчас очень у националистов и белоруссизаторов от власти популярной. Впрочем, по своей сути «Мужицкая правда» мало отличалась от газетенок белорусских коллаборантов во времена оккупации, которые тоже издавались на мове. Да и зиговали эти коллаборанты вполне «патриотично».
Власть до сих пор держалась от этой токсичной темы в стороне, периодически отбиваясь от предложений как-либо увековечить икону змагаров. И вот лед тронулся. Такими темпами я не удивлюсь, если в Минске через пару-тройку лет все-таки появится площадь Калиновского. Или хотя бы памятник с цитатой из его «Писем из-под виселицы»: «Вот я тебе, народ, из-под виселицы говорю, что тогда только заживешь счастливо, когда над тобой москаля уже не будет».
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.