Не новы в истории Украины желто-блакитное безумие и костюмированные политические карнавалы. С 1917 года жители Киева и той части Российской Империи, которая называлась Малороссией,наблюдали подобное. Автобиографические повести, мемуары, дневники позволяют сравнить впечатления очевидцев с нашими днями.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор – Киев» в Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
Булгаков: Это оперетка
Самое главное и яркое впечатление от проявлений фанатичного «украинства» начала ХХ века –театральность. Такая оценка есть во множестве воспоминаний. Новсем запомнились слова М. С. Булгакова, назвавшего эти события в «Белой гвардии» глупой и пошлой опереткой. «Гетман Украины» П.П. Скоропадский пишет о современниках: «Всё поколения нынешних украинских деятелей воспитаны на театре, откуда произошли любовь ко всякой театральности и увлечение не столько сущностью дела, сколько его внешней формой. Например, много украинцев действительно считало, что с объявлением в Центральной Раде самостоятельной Украины Украинское государство является свершившимся фактом. Для них украинская вывеска была уже чем-то, что они считали незыблемым». Затем добавляет: «Даже в кругах университета Св. Владимира была такая мысль,что теперь следует подтянуться, поскольку все то украинство, которое раньше было, – это была оперетка, а теперь оно идет вглубь».
Реклама
Короленко: «Оселедцы казались летучими мышами, севшими на головы»
В. Г. Короленко, живший в Полтаве, в своих дневниках раскрывал это историческое явление: «20 марта (2 апр[еля]) происходил банкет,данный украинским штабом немецкому. Некоторые шуты явились на банкет с обритыми головами и “оселедцами” (как на картине Репина). Когда-то так брили головы запорожцы, что и понятно: жили в куренях-землянках, заводились вши, а женщин не было: поискать в голове некому. Это понятно. Но теперешние тщедушные “пiдпанки”, наряженные, как на маскарад, и с бритыми головами – производят курьёзное впечатление, а их “оселедцы” с хор казались какими-то летучими мышами, севшими на головы. Несколько земских служащих, особенно девиц, забравшихся на хоры, не могли удержать улыбку, и за это были удалены с хор. Газета напечатала, что банкет происходил при закрытых дверях, и это правдивое хроникальное сообщение страшно разъярило “комендатуру”.
За кулисами оперетки
Владимир Галактионович Короленко счёл своим долгом попробовать разобраться в сути и причинах происходящего. Страницы дневника 1917-1921 гг. – настоящая социологическая повесть, где есть всё: от интервью солдата, личных впечатлений идо выдержек из газет.По такому документу можно проследить путь вырождения патриотизма в национализм, как разочарование. Потеря жизненных ориентиров порождает паранойю измены, и измена и ненависть возводятся в добродетель.
Короленко цитирует статью «Неверие»из газеты «Голос фронта», гдезамечательно передается настроение того времени. “Вспыхнула и прокатилась по необъятным русским просторам какая-то удивительная психологическая волна, разрушившая все прежние, веками выработанные и выношенные мировоззрения, стушевавшая границы и рубежи нравственных понятий, уничтожившая чувства ценности и священности человеческой личности, жизни, труда».И вывод: «Отдельный человек, утративший веру во всё и всех, с “окаменелой”, не воспринимающей окружающего мира душой, поставленный в безысходный нравственный тупик, сходит с ума или накладывает на себя руки. Человеческое общество, народ, как стихия неизмеримо сильнейшая и обладающая неистребимым инстинктом жизни, к самоубийству не придет, но оно может вспыхнуть ужасающим кровавым пламенем, чтобы попытаться в нелепой жестокости найти выход из кошмарного настоящего». Напомним, по официальной статистике за 2014-ый год количество самоубийств в Киеве выросло ровно в два раза.
Беседуя с солдатом, стоящимна часах, Короленко пробует прощупать в нем «чувство родины», но наталкивается на мракобесие измены. «При мне в Лондоне оратор армии спасения говорил, что он верит в существование дьявола. Больше: он знает, что дьявол есть, как знает, что есть волк и лисица.И этот солдат с усталыми, печальными и несколько враждебными глазами знает тоже своего дьявола, как лисицу или волка. Он верит, он убежден в измене. Его дьявол – говорил “принародно” при прежнем строе, что солдаты, идущие на смерть, – навоз…».Как сходны мысли солдата с истерическими криками солдат, воюющих в зоне АТО. Как солдат 1918 г., так и современные украинские бойцы почти религиозно верят в измену.
«Когда-то Франко к юбилею Мицкевича написал бестактную статью: Мицкевич – поэт и идеализатор “измены”. Это было бестактно, но в этом была доля правды. <… > Украина по традиции тоже хитрила и изменяла то и дело. И теперь она продолжает эту традицию по отношению и к революционной России.<…>Недаром теперь в качестве национального героя всё яснее выступает фигура Мазепы, от которого ещё недавно огромное большинство украинцев открещивалось». Измена становится не только верой, но и метафизикой националистического движения, так как с неё оно начинает, а начиная с измены продолжает её искать уже внутри себя всегда в конце концов распадаясь на групки. Измена по-украински «Зрада»!
«Измена», или «Зрада» – иудин грех
Генезис украинского национализма
Киев с 1917 года становится свидетелем чехарды смены властей. Илья Эренбург вспоминает, что «в маленьком театре, известном петербуржцам, актеёры подпрыгивали, пели куплеты, написанные Агнивцевым:
И было всех правительств десять,
Но не успели нас повесить…»
Смена одного правительства другим следовала логике вырождения патриотизма в национализм, описанной в дневниках В. Г. Короленко. Та же логика присутствует и сегодня, с момента провозглашения Украиной независимости,правда, динамика событий другая. Параллели прошлого с настоящим бросаются в глаза.Характеристика политиков Центральной Рады, которую дал один из идеологов украинского национализма Дмитрий Донцов, подходит почти к любому украинскому политику до Майдана 2014 года. «Это были политики с психикой «маленького человека». Их мировоззрение не отвечало времени, в котором они жили: «В 1917 году они думали и ощущали мыслями и чувствами 1848 года». Это были духовные невольники, которые в эпоху революции мыслили категориями мирного времени».
Тогда, в далеком 1918 годуградус злобы и ненависти неуклонно повышался, и национальные устремления, по свидетельству того же Короленко, реализовались на практике: «Тут были евреи и русские. Их арестовали, свели в Виленское училище, положили на стол, били шомполами (в несколько приемов дали до 200-250 ударов), грозили расстрелять, для чего даже завязывали глаза, потом опять били и заставляли избитых проделывать “немецкую гимнастику” с приседаниями и кричать ура “вiльнiй Украинi и Козацьтву” и проклятия “жидам и кацапам”. Потом – всех отпустили».Наши дни украинской действительности не напоминает?
Кстати, были тогда и боевики.«Вчера вечером Ластовченко убит. (Комендант Полтавы –С.К.) По-видимому – акт террористический. Убийца Дунайский, тип совершенно особенный. Рабочий-слесарь, он в то же время атлет-боксер, выступавший в цирке».И Короленко дает эпическое описание «радикала», актуальное и сегодня: «какой-то получеловек, что-то вроде центавра, олицетворение анархического насилия, соединенного с кабацким дебоширством».
Петлюровские и другие эмигрантские украинские силы очень быстро оказались под колпаком Абвера, а потом и американского центрального разведывательного управления. Карикатура Кукрыниксов
Безуспешная борьба с большевиками сплотила националистические силы. На фоне переродившегося Симона Петлюры появляется Евгений Коновалец, в будущем отец-основатель ОУН, крепнет новая идеология интегрального национализма Дмитрия Донцова, по сути, украинская разновидность фашизма . Он утверждал:«нацию создает не этнографическая самостоятельность, не давность происхождения, не формы – а лишь та мистическая сила, которая носит название «воля к жизни»,воля создавать отдельную общественную единицу между расами». И источник этой мистической силы на поверхности.«…Россия является – по природе вещей – нашим неумолимым и принципиальным врагом…». В работах Донцова впервые было введено понятие «народа-бастарда», ущербной, поврежденной влияниями Польши, Австрии и России нации, которую инициативное меньшинство должно исправлять «творческим насилием». Дмитрий Донцов является кумиром современного политика Дмитрия Яроша, да и не только его.
Дмитрий Донцов – основатель фашистской идеологии «творческого национального насилия»
Облик Донцова представлял бы особый интерес для криминальной физиогномики начала прошлого века
Развитие украинского национализма в начале ХХ векаи развитие украинского национализма начала ХХІ века подчиняется одной и той же логике. Зароненное зерно ненависти прорастает на почве «кошмарного настоящего». И лики украинского национализма начинают сменять друг друга: сначала ненависть направлена на поиски внутренних врагов, недостойных быть гражданами «великой Украины» потом вектор злобы меняется, и тогда националисты объединяются против «врага внешнего».
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.