Может ли церковь остановить белорусскую смуту?
Тема этой статьи нетипична для меня. Я не являюсь глубоко воцерковленным человеком и потому о церковных делах стараюсь не писать. Но исторически именно церковь часто была очень значимой силой при разрешении политических кризисов и смут. РПЦ сыграла решающую роль в русской смуте XVII века. Поможет ли она прекратить белорусскую смуту XXI века?
Белоруссия – государство многоконфессиональное. При православном большинстве, есть католический запад и большое количество различных протестантов, своя мусульманская и еврейские общины. Разумеется, раскол белорусского общества затронул и религиозную сферу. Самый яркий пример – католический архиепископ Тадеуш Кондрусевич, который открыто осудил Лукашенко и принял сторону его противников и которого Лукашенко фактически изгнал из Белоруссии, запретив ему въезд в страну, несмотря на наличие белорусского гражданства.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
У православных политическое противостояние в стране тоже обострило внутренние противоречия, но с руководством повезло больше. В самом начале кризиса, 25 августа новым митрополитом Минским и Заславским неожиданно стал 52-летний Вениамин (Тупеко), яркий представитель белорусского духовенства, традиционалист и аскет, больше интересующийся делами духовными, чем мирскими политическими страстями. Это и предопределило многое.
В Белоруссии роль религии меньше, чем в России. Лукашенко не является верующим человеком. По собственным словам, он «православный атеист». И церковь он рассматривает, как еще один государственный институт, чуть ли не ответвление своей «идеологической вертикали». 2 ноября, во время первой своей обстоятельной беседы с Вениамином, он постарался навязать именно такую модель – говорил в покровительственном тоне, обещал митрополиту решить кадровую проблему со священниками, говорил о привязке церковных приходов к территории сельсоветов, как будто речь шла об оптимизации одной из государственных структур.
Отделения церкви от государства он тоже не признает. Для него митрополит – такой же государственный человек, как и остальные.
Митрополит, как выяснилось, не захотел становиться «идеологическим работником». Внутри церкви он дал понять, что не примет политических крайностей с обоих сторон. Внушение получили и змагарствующие и не в меру рьяные сторонники Лукашенко вроде гродненской игуменьи Гавриилы, выступившей на провластном женском форуме с агрессивной речью.
А недавнюю его проповедь в минском соборе иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и вовсе можно назвать ответом Лукашенко православного священнослужителя, для которого церковь и закон божий стоят намного выше текущей политической конъюнктуры. В отличии от католического архиепископа его позиция была не политической, а именно христианской. Но нашлось в ней место и осуждению насилия, от кого бы оно не исходило, словам о том, что несправедливо возлагать вину за происходящее только на одну сторону. Митрополит призвал обе стороны, в том числе «превысивших полномочия» к покаянию и взаимным шагам навстречу.
«Каждая сторона должна сделать свой шаг и быть убежденной в том, что будет соответствующий шаг навстречу», – сказал Вениамин.
Повторяю, Белоруссия – государство довольно светское и роль церкви в нем невысока. Но сейчас в республике положение дел таково, что есть две основные противоборствующие стороны, которые не слышат друг друга, закусили удила и несут ее к катастрофе.
«Партия мира» в Белоруссии слишком слаба и не может эффективно влиять на ситуацию, а основная часть общества – пассивна, напугана и деморализована. В такой ситуации церковь может стать единственной внутренней силой, которая уже продемонстрировала свой нейтралитет и приверженность моральным принципам и обладает при этом достаточным моральным авторитетом, чтобы постараться остудить пыл сторон и остановить кровопролитие. В противном случае миротворчеством будут заниматься уже внешние силы.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.