Львовские историки расскажут жителям Донбасса об их великом прошлом
В Северодонецке с 17 января по 15 февраля в Городском дворце культуры будет работать фотовыставка «Труд, изнеможение, успех: корпоративные города Донбасса», посвященная городам луганского региона, образовавшимся и разросшимся вокруг заводов и шахт.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в Telegram, Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Об этом сообщила местному изданию «Восточный фарватер» организатор выставки – сотрудница львовского Центра городской истории Ирина Склокина.
“Выставка была создана в сотрудничестве с Харьковским университетом, где работает мой замечательный коллега Владимир Куликов, который уже давно заинтересовался городами южной и восточной части Украины, принадлежащие к Днепровскому и Донецкому бассейнам. Ещё в 2011-2012 годах он начал проводить экспедиции в музеи и архивы Донбасса и Криворожья, собирая различные материалы, фотографии. Таким образом ещё до войны удалось собрать коллекцию достаточно редких вещей”, – говорит она.
По словам львовского историка, идея выставки – критически посмотреть на культурное измерение моногородов.
“Одним из стимулов выставки также стал фестиваль «ДонКульт», который проходил в Киеве и Львове. Это был шаг в развитии диалога между регионами через культуру, а не через стереотипы”, – отмечает она.
По словам Ирины Склокиной, выставка уже побывала в Будапеште, где она привлекла внимание многих, ведь моногорода строились во всём мире.
“Потом она была во Львове, этим летом она путешествовала в Краматорск и сейчас Северодонецк. Мы планируем показывать выставку дальше и будем рады сотрудничеству с любыми организациями-партнёрами, которые смогут нам помочь на месте”, – отмечает историк.
“Наша выставка сделана, как уличная, хотя сейчас зима и мы находимся в помещении, но она будет дальше путешествовать, и она прекрасно вешается на заборы, стены. Любой прохожий может, зацепившись за взгляд этих людей, остановиться и найти что-то для себя. Поэтому было много борьбы с этими текстами, чтобы сделать их короче, чтобы они не были рассчитаны на неспециалистов. Мы стараемся апеллировать не к историкам, а к самой широкой аудитории”, – добавила Ирина Склокина.
По ее словам, заниматься данной выставкой начали ещё до конфликта, поэтому интерес к Донбассу был гораздо раньше.
“Центр городской истории имеет цель смотреть на разные города, и прежде всего обратить внимание на те аспекты, которые раньше замалчивались. Индустриальное наследие до сих пор находится на обочине научного интереса. Люди ассоциируют культуру с чем-то милым, красивым, эстетическим в традиционном смысле, а для того, чтобы почувствовать красоту индустриального, нужно больше знаний, понимания о ценностях модерности. Северодонецк очень интересен своей планировкой, это город архитектуры, которая избегает декора. Но если присмотреться глубже, то увидим очень интересные детали – та же лепнина, какие-то малые формы, с которыми часто играют стрит-артисты”, – говорит она.
По словам историка, особенность Донбасса в том, что здесь развитие виделось прежде всего, как абсолютно новый проект.
“Риторика «Новой Америки», «мы делаем нечто великое посреди голой степи» — это феномен, который можно сравнить с освоением того же Дикого Запада. Если мы говорим о советской индустриализации Харькова и Львова, то там очень часто строили уже на основе уже существующих заводов. Парадоксально, что и здесь на Донбассе мы можем смотреть на индустрию как на какое-то порождение советскости, пережиток, но на самом деле всё это возводилось на базе, заложенной иностранным капиталом. Но только на Донбассе есть концентрация огромного количества городов, которые образовались вокруг предприятий – а ведь это очень своеобразный организм”, – говорит она.
Выставка в Северодлнецке, по словам ее организаторов, это попытка посмотреть на историю с точки зрения повседневности, человеческих отношений – это позволяет уйти за пределы большой политики и идеологических пристрастий.
“Мы погружаемся в индивидуальные судьбы. Например, судьба такой интересной женщины, польки из Львова, которая попала сюда в Донбасс работать на шахту после войны в качестве наказания за участие в подпольном польском движении. Используя её воспоминания, мы смогли посмотреть на такие детали жизни, как межнациональные отношения. Это гораздо глубже, чем вопросы идеологии”, – резюмирует львовский историк.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.