Экс-секретарь Одесской епархии: «Священники УПЦ МП, призывающие к суду над патриархом, ведут себя не как христиане»
Как много клириков УПЦ МП поддержали скандальное обращение о предании суду Московского Патриарха? Кто стоит за новым назревающим расколом украинского Православия? Какие церковные каноны нарушили новые раскольники?
Об этом и о многом другом корреспонденту «ПолитНавигатора» рассказал экс- секретарь Одесской епархии, кандидат богословия, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах (Москва), протоиерей Андрей Новиков.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Хотел начать наш разговор с того, что на днях знакомился я с обращением нескольких сотен клириков УПЦ МП, призывающих подвергнуть Патриарха Московского церковному суду, и испытал ощущение близкое к шоку…
– Я тоже.
Сразу возникает вопрос, а почему при такой ненависти к Патриарху им не перейти тогда в ПЦУ? Это же теперь частично признанная деноминация под крышей Вселенского патриархата, и формально теперь можно не бояться понижения статуса до непризнанных раскольников?
– Я тоже себе такой вопрос задавал. Мне кажется, что инициаторы этого движения преследуют несколько иную цель. И ими, кстати, являются – совсем не те, кто выступают публично, не тот священник Андрей Пинчук, который публично озвучил и выложил текст этого послания на своей странице в фейсбуке, а те, кто стоят за ними.
Мне кажется, что речь идет о печально известном ЦИПсО СБУ – Центре информационно-психологических операций. А цель – развалить нашу Церковь изнутри, что очевидно не только из содержания документа.
Вы посмотрите, как ведет себя этот священник Пинчук! В комментариях он угрожает архиереям. Я смотрел и другие его тексты, выложенные там же. Например, он в довольно оскорбительной манере пишет об одном архиерее, я не хочу называть имя этого достойного владыки, который по утверждению Пинчука обзванивает священников, требуя не подписывать вышеупомянутое обращение, в том числе и угрожая запретом в служении.
И, кстати, абсолютно правильно делает, потому что письмо нарушает целый ряд канонов, начиная с того, что никто из священников не имеет права обращаться в другие Поместные Церкви, тем более в те, что впали в раскол, как Константинопольский и Александрийский патриархаты. И делать это, даже если бы это были канонические Церкви, через голову своего епископа, а епископу – через голову предстоятеля Церкви, то есть Патриарха. Как и сами по себе призывы к расколу – это тоже нарушение канонов.
И вот священник Пинчук, узнав, что один из митрополитов Украинской Православной Церкви борется с ним, угрожает ему, а также призывает священников не подчиняться архиереям, по сути, призывая к священнической революции. Но мы же это проходили! Те, кто сейчас пытаются взорвать каноническую Церковь изнутри, просто действуют по рецептам безбожной власти начала 20-х годов, по рецептам создания обновленческого раскола. И методы те же.
И как много поддержавших новый раскол?
– Обращение подписали около 380 человек, при том, что оно всячески распространяется, у него восемь сотен перепостов, его массово цитируют в СМИ Украины. Совершенно очевидно, что за продвижением этого документа стоят украинские власти. И, думаю, вряд ли найдется православный человек на Украине, который даже против своей воли не был бы ознакомлен с этим текстом.
При том, что под ним поставлены подписи, если посчитать от общего числа, всего 2,5% украинских священнослужителей, а 97,5% получается – его не подписали. Даже при колоссальном давлении, информационной шумихе и агрессивном навязывании этого текста.
Мы всегда помним, что и среди двенадцати апостолов был один Иуда. Думаю, Господь попустил, чтобы в тяжелое время испытаний люди смогли воочию увидеть, кто Церковь компрометирует, загрязняет, на самом деле, не является служителем Христовым. И кто является подлинным исповедником православной веры… таких, слава Богу, большинство.
Ну, вот что интересно, в обращении постоянно шельмуется понятие Русский мир, Патриарха упрекают в том, что он говорит о триединстве русского народа, состоящего из русских, украинцев и белорусов, в то время как еще преподобному Лаврентию Черниговскому принадлежат слова: «Нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию – это вместе Святая Русь». То есть, выходит, что они выступают и против церковного предания тоже?
– Так и святитель Патриарх Тихон говорил о том, что «не будет благословен мир за счет единства России» – это он говорил, заметьте, о Брестском мире. То есть, ничего не стоит тот «мир», при котором Киев – мать городов русских, окажется вне российской державы. Он не благословлял такого мира, а ведь в те годы шла война, по сравнению с которой происходящее сегодня меркнет. Тогда гибли миллионы людей, но святитель все равно не благословлял выход из такой войны ценой отрыва Киева от России.
Вопрос русского цивилизационного единства поднимался святыми отцами в Предании нашей Церкви более резко, чем сейчас, когда мы говорим о Русском Мире, только как о духовном и культурном единении. Поэтому упрекать Святейшего Патриарха Кирилла в том, что он что-то «радикализирует», навязывает якобы нецерковные формы…
Как священник вообще может выступать за разделение? Это же нонсенс! Мы можем только говорить о разделении с безбожием, с грехом, а что же греховного в единстве православных людей? Вы представляете насколько это сатанинская логика? Разделять православных людей, а затем упрекать и требовать церковного суда над Патриархом, который, напротив, призывает к единству православных людей.
У них же в качестве одного из основных аргументов, фигурирует, не помню как точно там сформулировано у авторов же скандального обращения, утверждение Святейшего, что русские, украинцы и белорусы – это единый народ. И за это исторически обоснованное утверждение они предлагают Патриарха чуть ли не сана лишить.
В подтверждение своей позиции они не приводят никаких канонов, догматов, которые якобы нарушил Патриарх. Нет, они призывают к расправе над Предстоятелем Церкви в угоду своим националистическим и политическим взглядам. Убежден, что подобное невозможно даже теоретически, но в их головах и воспаленном воображении это существует.
И, конечно, подобные инсинуации только на руку врагам Православной Церкви!
– Я бы вот еще на что хотел обратить внимание. Если посмотреть комментарии под этим обращением, то можно увидеть, как туда приходят униаты – Юрий Черноморец, Тарас Антошевский. И хозяин страницы – священник Пинчук, с ними мило беседует, они обсуждают какой Патриарх Московский плохой, и как они будут его судить, и насколько они едины. Что говорит, в первую очередь, о единстве врагов Православия – униатов, и вот этих раскольников внутри церкви. Мы видим, как Антошевский заявляет о том, что Патриарх Кирилл – еретик, и судить его нужно за ересь…
То есть, православных поучает человек, находящийся вне Церкви, принадлежащий к другой конфессии. Это концентрированный бред! Вы только представьте, что протестант придет к католикам, и начнет их поучать, как трактовать догмат о непогрешимости папы. У вас своя конфессия, куда вы лезете?
И вот этот человек – Антошевский, говорит, что принесет Патриарху на костер дрова и шины. И что в ответ ему пишет автор обращения? «Я благословляю!». И нам кажется, что это такая форма издевательства, ехидности и неадекватности, но я возражу, нет – они прекрасно понимают, что делают, и скажу, откуда все это идет.
Меньше года назад я давал на эту тему интервью, ознакомившись с рассекреченными и опубликованными в России документальными свидетельствами зверств бандеровцев в последние годы Великой Отечественной войны и сразу после нее. Среди этих документов, в частности, были и факты, зафиксированные нашей церковной комиссией, объезжавшей западные епархии Русской Православной Церкви.
В этих исторических свидетельствах, в частности, описывалось, как бывшие духовниками бандеровцев униатские священники, или же священники УАПЦ – раскольничьей «автокефальной» церкви, не просто присутствовали при жутких экзекуциях и расправах, расчленениях людей заживо, убийствах беременных женщин, но и сами принимали активное участие в них.
И сейчас мы видим их прямых потомков, с определенным кодом в мозгах и сожженной совестью. Потому денафикация Украины жизненно необходима. Надо просто понимать насколько бандеровский нацизм, который порой многим более озверелый, чем немецкий, пропитал головы и черные души духовных последователей Бандеры.
И те комментарии про костер, дрова и шины, которые я процитировал выше, не то, чтобы о Патриархе, а об обычном человеке нельзя писать. Звучит фактически призыв сжигать людей, сейчас – в XXI веке, из уст как бы христиан, причем, находящихся в духовном сане, что просто выходит за все рамки человеческого облика.
Что характерно, одновременно с этим выходит клип с украинской девушкой, перерезающей горло русскому солдату, держа в руке серп хорватских усташей и призывающей какого-то древнего украинского бога. Это же чистой воды язычество, это не христианство, христианин даже к врагам своим не может ненавистью жить.
Я, знаете, недавно слушал рассказ одного из корреспондентов-ополченцев, который говорил о том, что мы не можем себя вести по отношению к пленным, как украинцы, мы не руководствуемся ненавистью к людям, наша цель не уничтожить, а исправить и изменить. Вот христианский подход! А не уничтожение каких-то отдельных людей или групп людей.
Потому обращение этих священников в какой-то там церковный суд, абсолютно не существующей, выдуманной, обретающейся только в раскольничьем сознании «инстанции», некоего «церковного трибунала», это все, на самом деле, часть нацистского образа мышления и образа действий. И все это взаимосвязано с тем, о чем я говорил – с тем, как предшественники авторов письма вели себя в 40-е годы.
Насколько я знаю, вы были вынуждены переехать в Москву из Одессы после роковых событий 2014-го года? Какое-то время – как сам город, так и местную епархию считали оплотом сопротивления необандеровщине, однако теперь, как мы видим, по мере своих возможностей епархия, если судить по ее сайту, участвует в «защите Украины от агрессора», не поминает патриарха – такова ее официальная позиция.
На ваш взгляд, изменятся ли епархиальные настроения после того, как Одесса будет освобождена русскими войсками?
– Если исчезнет давление и пропаганда, я вас уверяю, что все это растает как дым и как утренний туман. Все эти настроения исходят от убеждений очень узкой группы людей, приехавших в Одессу не так давно из определенных регионов Украины. Одесситам никогда не был свойственен антагонизм в отношении русской культуры, России, украинский национализм им был всегда глубоко чужд. И самое главное – подавляющее большинство жителей Одессы всегда были преданы канонической Православной Церкви.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.