Просмотров:3250

Your browser doesn’t support HTML5 audio

«Буханка» убегает из Окраины

12 июня, в День России, состоялась премьера фильма «Донбасс. Окраина», снятый режиссёром Ренатом Давлетьяровым на основе реальных событий по сценарию Алексея Тимошкина.

Фильм оказался неожиданным сразу по нескольким причинам.

Если не считать двух незаметных кинокартин 2015 года, ленту Давлетьярова следует считать первой серьёзной работой на тему остро актуальной войны в Донбассе для российского зрителя.

Некоторое сомнение вызывала личность режиссёра. Ранее Давлетьяров отметился как автор двух, мягко говоря, неоднозначных кинокартин: неудачным и ненужным ремейком военной классики «А зори здесь тихие» и сумбурным триллером «Чистое искусство».

Поэтому, перед просмотром фильма на столь болезненную тему, какой является затянувшаяся война в Донбассе, первой мыслью было: а сможет ли режиссёр проходных и невзрачных картин снять кино, требующее внимательного и весьма деликатного подхода к материалу?


Реклама


Следует признать: фильм «Донбасс. Окраина» получился добротным, интересным и в то же время человечным. Фильмом, какие не часто увидишь на экранах. С шероховатостями и некоторыми недостатками, которые, впрочем, не портят общего впечатления от просмотра.

Действие картины разворачивается летом 2014 года в посёлке Марьинка, но не в той, что на окраине Донецка, а «где-то в Донбассе». Война загоняет в подвал самых разношёрстых людей: ополченца Анатолия, солдата-водителя ВСУ Андрея, контуженного мальчика Витю, «сепаратистку» Татьяну, двоих волонтёрок – бандеровку Оксану, понаехавшую «мочить сепаров» и явно майданутую «столичную штучку» Наталью, а также непростого интеллигента из украинской глубинки по фамилии Колосовский, разыскивающего своего пропавшего сына, солдата ВСУ.

Вокруг их убежища рвутся снаряды, всё пылает, валяются трупы и дамокловым мечом нависла «зачистка», при которой в подвал сначала влетает граната, а потом уже задаются вопросы: «есть ли здесь свои?»

Ужасы войны заставляют врагов постепенно притираться друг к другу и начать совместно решать вопросы выживания: как добыть воду,  еду, медикаменты. Попутно возникает детективная интрига: один из прячущихся в подвале людей – убийца-сбушник, который должен однажды «выстрелить», как сакраментальное ружьё, висящее на стене по ходу пьесы.

В общем, зрителю предлагается посмотреть добротный камерный психологический триллер, разворачивающийся на фоне войны, с хорошей режиссурой, актёрской и операторской работой.

Работу оператора хочется подчеркнуть особо: картинка получилась безупречной, а кроме того, в фильме умело использованы документальные материалы известных военкоров, вроде Грэма Филипса.

Не со всеми режиссёрскими трактовками в фильме можно согласиться. Например, авторам можно было поменьше эксплуатировать «общечеловеческую» составляющую, когда ополченец и всушник хором исполняют песню «Спят курганы тёмные», а лютая бандеровка испытывает крушение собственных идеалов, увидев воочию дела рук «побратимов».

Сам по себе месседж неплох, но реализован в фильме уж больно прямолинейно.

Явным штампом выглядят украинская фамилия Ткаченко ополченца и русская – Соколов – солдата ВСУ. Или: один сын за «Евромайдан», другой – за Новороссию у деда-фронтовика Великой Отечественной.

И вот, что важно. Несмотря на то, что авторы фильма не жалеют красок, изображая бандеровских карателей, фильм Давлетьярова, в отличие от украинских киноагиток про «киборгов» и прочую нацистскую сволочь, противников Новороссии не расчеловечивает, хотя нисколько их не оправдывает. То, что авторы фильма сумели провести картину от начала до конца по этой тонкой грани, не впадая в крайности, – дорогого стоит.

Финал фильма незамысловат, но логичен: вырвавшиеся из кровавой передряги герои уходят на потрёпанной «буханке» в сторону России на фоне голубого неба и золотых хлебов.

Следует сказать, что фильм «Донбасс. Окраина» был показан в октябре прошлого года на кинофестивале в Риме, где его, помимо иностранного жюри и аудитории, просмотрели российские кинокритикессы, разразившиеся разгромными рецензиями и заранее определившие картину в разряд «провальных».

Сильнейшие корчи и припадки ненависти у либеральных культуртрегеров вызвали человеческие образы и поступки попавших в подвал героев, как и резко негативный образ «хэроев АТО». Особенно крепко критикессы невзлюбили роль ополченца Анатолия Ткаченко в исполнении актёра Гелы Месхи, как явный намёк на легендарного комбата «Гиви» – Михаила Толстых.

Привыкшие за годы Перестройки и Катастройки к тому, что советские и российские солдаты в фильмах «тварцов» «про войну» представлены исключительно звероподобными насильниками и мародёрами, критикессы испытывают когнитивный диссонанс при виде нормального парня с автоматом на экране, проявляющего заботу о людях. Ведь «этого не может быть, потому что не может быть никогда!»

«Откуда у сепаратиста оружие?» – задаются нелёгким вопросом бывшие слушательницы хореографических курсов имени Валерии Новодворской. Характерно, что при этом у них не возникает вопросов, откуда взялось оружие у нацистов из «Азова» и других карательных батальонов.

Экспертные бабы придрались даже к звучавшим в фильме «шо» и «гэ», посчитав их злой пародией на украинство, совершенно не представляя, что именно такую речь можно услышать и в Донбассе, где этнические украинцы составляют почти половину населения.

Позиционирующие себя великими гуманистами и пацифистами, критикессы не пожелали в упор разглядеть миролюбие и добро, на которых крепко замешан сюжет фильма.

Казалось бы, наплевать и растереть на всё, что думают и пишут всевозможные гламурные кисы, для которых «Давлетьяров – это не кино».

Для них, видите ли, «российское кино, за которое не стыдно – это Звягинцев, Сокуров, Серебренников».

Тем не менее, в киношных и околокиношных кругах, у этих упоротых эстетствующих тёток есть серьёзные связи и влияние. Вспомним, что именитому советскому и российскому режиссёру Владимиру Бортко влиятельные мерзавцы так часто и густо вставляли палки в колёса, что так и не дали снять задуманный фильм о войне в Донбассе.

Если говорить об «Окраине» Давлетьярова, то стараниями влиятельных недругов фильм получил довольно скромный бюджет и ещё более скромную рекламную кампанию. Большинство кинозрителей о новом фильме не только понятия не имеют, но даже путают его с украинским кинопасквилем «Донбасс» режиссёра Лозницы, после которого хочется вымыть руки и всё увиденное немедленно развидеть.

Таким образом, для всех людей, сочувствующих воюющему Донбассу, – фильм строго рекомендован к просмотру. «Ватникам» его смотреть вообще обязательно. Несмотря на определённые огрехи, фильм стоит того, чтобы не искать его на торрентах, а посетить в удобный день кинотеатр и поддержать труд творческого коллектива своим трудовым рублём.

укропская зачистка – кадр из фильма

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.

Последние новости
Загрузка...
Ошибка сети...

Все новости за сегодня
Новости - RU.BANGANET.COM