В освобожденном от ВСУ Дебальцево свой майдан. Однако центральная городская площадь выглядит совершенно иначе, чем в украинской столице. Здесь тоже жгут костры и собираются в группы, но не для прокламаций и революционных танцев. Сюда приходят за помощью.
Длинная очередь стариков терпеливо стоит в ожидании, пока в большом котелке варится похлебка. Без пенсии и без нормального снабжения местные жители остались после прихода украинских войск прошлым летом.
Рядом еще две большие группы. Протискиваюсь внутрь, чтобы понять, за чем стоят: никогда не видел, чтобы народ собирался в очередь за электричеством. Местные коммунальщики вывели раздачу от генератора, чтобы люди смогли подзарядить мобильные телефоны. Не дожидаясь полной зарядки, девочка набирает номер: мамочка, все в порядке, я живая. На ее место становится пожилая женщина, единственным предметом внимания которой также становится мигающая лесенка на экране мобильника. Проходит не более минуты, как она звонит сыну и говорит-говорит, чуть не плача. Здесь не стесняются, что посторонние услышат разговор. Слова, мечты, боль и ожидания здесь общие, понятные для всех.
Далее за машиной с волонтерами красного креста, наконец-то обратившими свое внимание на жителей Донбасса, стоит огромная толпа в супермаркет. В общем-то к красному кресту она никакого отношения не имеет. Люди ждут открытия склада, куда наконец-то привезли муку и крупы. Что здесь делают лица с красным крестом на беленькой жилетке, честно, для меня загадка. Конечно, я могу предположить цель их миссии, безусловно, она полезная и благая, но за полгода моих поездок на Донбасс с гуманитаркой я вижу их впервые. Во всяком случае по эту линию фронта. Ну да Бог им в помощь. Лучше поздно, чем никогда.
Увидев, как наш гуманитарный конвой раздает пакеты с продуктами, ко мне обращаются старушки: есть что-нибудь сердечное? На этот раз вместе с продуктами мы привезли детские медикаменты, собранные журналистами Крыма и интернет-сайта Политнавигатор, однако перед поездкой по совету донецких врачей я все-таки захватил несколько коробок корвалола. Выдаем все, что есть. Заметив лекарства, ко мне бегут люди. От головы, кашля, давления… Конечно, на всех не хватает, выдаю витамины, парацетомол, ремантадин, даже муколтин (самое дешевое отхаркивающее средство – авт.) разлетается быстро.
Реклама
Наши коробки с препаратами для детей несем в разбитое здание горисполкома. Типичная картина для Дебальцево: дом без стекол продувается всеми ветрами. На первом этаже, где организован филиал горбольницы, людей битком. Склоняю голову перед работающими здесь медиками. Нужно иметь огромную выдержку, чтобы осмотреть сотни пожилых людей и детей, переживших войну в сырых подвалах.
Перед тем, как передать лекарства в детское отделение горбольницы Дебальцево, мы случайно оказались рядом с детским садиком, расположенным напротив кафедрального собора. Храм, часовня и подворье пострадали от бомбежек. Также осколками и взрывной волной выбиты стекла в садике, однако на момент нашего приезда там полным ходом идет ремонт. Выясняется, что это единственное уцелевшее дошкольное учреждение в городе! Под «уцелевшим» следует понимать то, что там остались относительно целыми фасад и стены.
Директор садика принимает от нас пакет с детскими медпрепаратами и показывает свое хозяйство. После того, как вставят окна, точнее, натянут клеенку вместо стекол, заработает котельная. Здание прогреют, отремонтируют коммуникации, и только затем пригласят деток. В садике также откроется приют для мамочек с малолетними детьми, которые остались без крыши над головой.
Покидая город, мне особенно запомнилось то, с каким желанием здесь работают. Всего за две недели после освобождения города железнодорожники восстановили пути сообщения. Для примера, в моем родном Симферополе коммунальщики вот уже полгода тянут резину и не могут отремонтировать тоннель на объездной трассе, а здесь с подобной работой справляются за считанные дни. Местные жители помогают коммунальщикам ремонтировать энергосети, дороги и государственные учреждения. Подобную картину я видел в Горловке и Кировском, где после бомбежек мирных кварталов люди выходили из подвалов, вставляли стекла, убирали осколки и упавшие деревья, несмотря на то, что вечером начиналась следующая бомбежка. Попробуйте победить этот народ!
Мне кажется, что за полгода у местных жителей выработался иммунитет на боль и войну, они стали другими, и, главное, у них появилось желание поднять свой край. Без олигархов и навязанных, чужих лидеров. Если дело по восстановлению региона пойдет такими же темпами, как в Дебальцево, вполне вероятно, вскоре мы станем свидетелями экономического чуда Донбасса.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.