Как любой сложный и многоуровневый процесс, Минские соглашения невозможно рассматривать в категориях однозначного позитива или негатива. Несмотря на известные проблемы, по итогам 2016 года безальтернативность Минска-2 по-прежнему признают все стороны конфликта на Донбассе.
Следует выделить несколько ключевых тенденций и наиболее заметных тем в Минском процессе в уходящем году.
Во-первых, продолжилась украинская политика, направленная на саботирование выполнения Минских договоренностей. Традиционно Киев публично заявляет о приверженности Минску-2, но, в то же время, делает все, чтобы Минские соглашения не были реализована, особенно в политической сфере.
Также в 2016 году выкристаллизовалась формула двух параллельных процессов: а) процесс реализации Минских соглашений и б) процесс выстраивания государственности ДНР и ЛНР. Следует отметить, что эти процессы взаимозависимы и реализуются по следующей логике: чем активнее Украина саботирует выполнение взятых на себя обязательств и тормозит реализацию Минских соглашений, тем стабильней и основательней становятся государственные структуры ЛНР и ДНР, и наоборот.
За 2016 год из уст союзников майданщиков неоднократно звучали предложения о пересмотре Минского и Нормандского форматов. Предлагалось расширить их за счет включения новых стран. Так, в декабре 2016 глава МИДа Польши Витольд Ващиковский выступил с инициативой расширения Нормандского формата за счет Польши и США, прекрасно понимая, что подобная инициатива не будет воспринята участниками переговоров, возможно, за исключением Украины.
Реклама
Минский и Нормандский форматы оформились и закрепились. Вероятнее всего, в ближайшие пять лет они не изменятся, и именно в данных форматах будет разрешен кризис на Украине.
Одной из главных проблем в Минском формате остается введение в действие Закона об особом статусе для территорий ДНР и ЛНР. Соглашения подразумевается, что предоставление особого статуса увязано с проведение выборов по стандартам БДИПЧ ОБСЕ.
Однако позиция Украины заключается в иной логике выполнения Минских соглашений — Киев требует сначала решить «вопросы безопасности», а только затем политические вопросы. Фактически Киев в одностороннем порядке кардинально меняет ключевой смысл Минских соглашений, предлагая отложить введение особого статуса «на потом».
Проблема в том, что под «вопросами безопасности» Украина подразумевает не прекращение обстрелов жилых кварталов со стороны ВСУ или срываемый Киевом отвод войск на нескольких точках фронта.
Нет, режиму Петра Порошенко нужен силовой контроль над Луганском и Донецком – что фактически означает зачистку республик от неугодных Киеву людей.
Как известно, исходя из такой позиции Украины, участники Нормандского и Минского форматов согласились на компромиссную «формулу Штанмайера», однако, как и Минские соглашения в целом, её Украина продолжает игнорировать.
Не менее интересна история с инициативой Киева по введению полицейской миссии ОБСЕ на территорию Донбасса. Большинство стран-участниц ОБСЕ не демонстрировали особого восторга по поводу перспективы отправки в «горячую точку» своих граждан, пусть и вооруженных пистолетами. Но Порошенко продолжал настаивать. Когда же такую возможность публично не исключил Владимир Путин, пыл украинского президента отчего-то моментально сошел на нет.
В 2016 году в республиках Донбасса не удалось провести выборы, но состоялись праймериз, изначально реализуемые как тренировка перед избирательной кампанией. Праймериз позволили сформировать эффективный управленческий резерв для ЛДНР.
Уходящий год завершается под эгидой новой проблемы. Это – разработка «дорожной карты» – документа, призванного синхронизировать выполнение Минских соглашений в политическом аспекте и аспекте безопасности.
Инициатива была согласована на встрече «Нормандской четверки» в Берлине, проходившей 19 октября, причем, горячо поддерживалась на словах Киевом, а на деле – вновь оказалась им и сорвана. В итоге «дорожную карту» продолжат согласовывать уже в 2017 году. Минские соглашения автоматически продлеваются.
Автоматическая пролонгация договоренностей подтверждается и тем, что, в отличие от 2015 года, на этот раз перед новогодними праздниками в СМИ Украины, ЕС и России не было никаких споров по поводу того, следует ли продлевать действие Минска-2. Соглашения признаны безальтернативными и будут продлеваться до момента их выполнения (итогом, как известно, должно стать переформатирование Украины в федерацию и денацификация страны).
Еще одним важным моментом является фактическое отсутствие дискуссии в ЕС и России относительно продления санкций и их целесообразности. Видимо, это было последнее продление санкций Евросоюза против Москвы, так как само решение об их введении вряд ли стоит считать европейской инициативой. Никаких позитивных результатов введение санкций не дало, зато оказало негативное влияние на различные сектора экономики ЕС и РФ.
Прогноз на следующий год дает повод для осторожного оптимизма. В США в результате выборов президентом станет Дональд Трамп. В 2017 году также ожидаются выборы президента Фракции и канцлера Германии. Совокупно это приведет к достаточно значимым изменениям в мире, что, несомненно, отразиться и на ситуации вокруг Донбасса и, будем надеяться, приблизит наступление мира в регионе.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.