В СМИ и социальных сетях обсуждают высказывание Владимира Соловьёва относительно Севастополя. Напомню, в вечернем эфире своей программы Владимир Рудольфович заявил, что «ряд людей, которые в Севастополе устраивают всякие неприятности, украинские диверсанты». Эти слова стали реакцией на соответствующую реплику Вадима Колесниченко о том, что севастопольские чиновники являются единственным дестабилизатором в городе.
В словах Соловьёва одни увидели укол в сторону врио губернатора Дмитрия Овсянникова, другие, как, например, эксперт Олег Иванов, в сторону Алексея Чалого. Меж тем, местная власть, как известно, состоит из законодательной и исполнительной, так что Соловьёв, подхватывая логику Колесниченко, знал, о чём говорил.
Однако уже утром, в эфире своей радиопрограммы, Владимир Рудольфович заявил, что его слова неправильно поняли и пытаются использовать. Названа была и конкретная персоналия – экс-министр обороны Украины Павел Лебедев. Правда, почему именно он – неизвестно. Со стороны Лебедева никакой реакции на реплику Соловьёва так и не последовало.
Так что всё это выглядит, на первый взгляд, по меньшей мере, странно. Вечерний Соловьёв противоречит себе утреннему. Хотя, возможно, его вечерняя реплика была лишь хворостом, брошенным в костёр дискуссии для поддержания интереса к программе.
Однако странным всё это выглядит только, если рассматривать заявление Соловьёва, который вряд ли детально изучал севастопольский вопрос, в отрыве от общего контекста. А вот он как раз-таки весьма и весьма показателен. Ведь федеральные СМИ наполнились идентичными материалами. Как и в случае с Соловьёвым, упоминаются в них и представители партии «Справедливая Россия», собравшие 27 тысяч подписей за роспуск Заксобрания (читай – требование освободить город от чаловщины). Вышел материал от журналиста Олега Лурье, «Взгляд» опубликовал статью о том, как раскачивается лодка общественного мнения в Севастополе и делается это по лекалам Михаила Ходорковского.
Реклама
Всё это – звенья одной цепи, призванные, как чешуя, скрыть те проблемы, что сегодня реально есть у Севастополя. В их центре – недавний Генплан, который вызвал ярость и возмущение у севастопольцев. Тот же Олег Лурье требует принять его в кратчайшие сроки для остановки незаконной застройки города. Посыл, конечно, верный, но вряд ли Лурье сильно углублялся в данный план, а иначе бы журналист понял: в случае его принятия Севастополю грозит ещё большая застройка. Во «взглядовском» материале недовольны возмущением людей, которые так же выступают против Генплана и, в том числе, требуют роспуска Заксобрания. Есть и другие похожие публикации.
Странно, не правда ли, что все они вышли в одно время? Словно по наитию. Ну, или по заказу. Тот же фейсбук настойчиво предлагает нам их в качестве рекламы, а заодно подсовывает и свежее интервью главы Корпорации развития Севастополя Олега Николаева.
А фокус в том, что и за Генпланом, и за Законодательным собранием, и за ситуацией с землёй в городе стоит один и тот же человек – его зовут Алексей Михайлович Чалый. Вот его и защищают, выгораживают сейчас. Ради чего это делается? Да потому, что авторитет «народного мэра» всё стремительнее катится к нулю. И если раньше Чалый открыто конфликтовал с властью, то теперь получает от неё соответствующие дивиденды за примирительную позицию (речь, конечно же, о компании Energy.net и 8 миллиардах бюджетных денег).
Но что с того простым севастопольцам? Почему они должны молчать, глядя, как у них отбирают землю? Кого-то раздражает сбор подписей (вот и Ходорковским застращали), но почему эти же лица молчали раньше, когда во время губернаторства Сергея Меняйло ближайший соратник Чалого Олег Николаев так же собирал подписи, а заодно в своих листовках и газетах призывал голосовать против действующей партии власти? Это разве было не по-ходорковски? И почему севастопольцы не имеют права высказать свой голос относительно Заксобрания, которое, действительно, полностью дискредитировало себя? Или у него имеются фактические достижения?
Вся эта кампания в СМИ, а это, безусловно, кампания – реакция на то, что Севастополь всё более и более недоволен своими лидерами. Губернаторы-то меняются, а вот фактическая власть, этот «малый народ», остаётся, и замыкается она на нескольких человек (оттого при всяком скандале, а их в городе-герое стало недозволительного много, неизбежно всплывают имена Алексея Чалого, Олега Николаева и фигур масштабом поменьше, но из той же бригады). Видимо, их очень раздражает, что севастопольцы наконец-таки открыто стали выказывать своё недовольство ими. И надо видеть в этом не политические технологии, манипулятивные методы, а гражданскую позицию.
Потому что когда у людей при юридической поддержке ООО «Правозащита» в массовом порядке отбирают землю, то другой реакции ждать не приходится. Её и не будет – только недовольство и возмущение. И, конечно, господа вроде Лурье могут долго рассказывать о прошлых застройках, вот только что сделать с теми, кто живёт там? Оставить их без жилья? А после создать там дом или торговый центр уже для других людей через других подрядчиков? Это даже не смена шила на мыла, а наглое надувательство, где преследуются вполне конкретные личные интересы.
И разве не надоело пугать этими «украинскими диверсантами», за которыми неизбежно встаёт «страшное украинское прошлое». Вот только давайте спросим самих людей, севастопольцев, так ли плохо им жилось тогда в социальном (подчёркиваю – сугубо в социальном) плане, например, при Владимире Яцубе?
Собственно, сейчас севастопольцы сами дают на это ответ, когда открыто выражают своё недовольство и Генпланом, и отбором земли, и властью, и законотворцами. И они имеют на это полное право. Вот только кому-то это очень не нравится, оттого и разворачивают они ответную кампанию. Ведь правда она такая – колкая, неприятная, но очень нужная. И Севастополь всё больше смотрит на своих лидеров и «героев Крымской весны» широко открытыми глазами.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.