Акция сторонников объединения Молдовы и Румынии, которая была организована в центре Кишинева 25 марта, оказалась не столь впечатляющей как обещали организаторы. Но сам факт проведения такого мероприятия показателен.
Силы унионистов растут достаточно быстро. Если еще год назад их рейтинг в Молдове не превышал 6%, то сейчас он составляет, если верить опросам, 22-25%.
Власть в Молдове бессильна против унионистов. Их меньшинство, но это активное меньшинство, способное не только на массовые собрания, но и на насильственный захват правительственных учреждений.
Вспомним опыт апрельских погромов 2009 года в Кишиневе. Кто может поручиться, что в ночь с 30 ноября на 1 декабря 2018 года недовольные итогами выборов унионисты не захватят парламент и прочие госучреждения и не провозгласят «унию»? И кто сможет дать им отпор?
Одним из итогов вчерашней акции унионистов можно считать фиксацию того факта, что в Молдове не осталось патриотических прогосударственных организаций, способных объединить людей для защиты своей страны.
Реклама
В Приднестровье неоднозначно реагируют на рост унионистской активности в Молдове.
Часть полагает, что объединение Молдовы и Румынии автоматически приведет к признанию независимости Приднестровья, поскольку Молдова теряет международную правосубъектность, а на силовой сценарий по захвату вместе с Молдовой и Приднестровья унионисты не решатся, поскольку ПМР находится под защитой российских миротворцев. О том, что на россиян положиться можно, говорят события грузинской агрессии в отношении Южной Осетии в 2008 году. Поэтому за нынешними событиями в Кишиневе большинство наблюдает с интересом и без опаски.
Увы, столь благополучный для Приднестровья вариант развития событий – это опасная иллюзия. Приднестровье обладает значительным производственным и инфраструктурным потенциалом, кроме того, в последние годы Приднестровье обескровлено трудовой миграцией значительной части населения за рубеж. Поэтому республика представляет собой лакомый кусок для Румынии. В случае реализации военных сценариев против ПМР народ уже не сможет дать такой же отпор агрессорам, как в 1992 году.
На деле военный сценарий не нужен унионистам, поскольку он неизбежно повлечет за собой втягивание в вооруженный конфликт России. В этом случае Приднестровье действительно обретет долгожданное признание, но какой ценой? Об этом сложно судить.
В случае «унии» никаких военных сценариев на Днестре не произойдет. Проблема в том, что, с точки зрения большинства стран, Приднестровье является частью Республики Молдова, поэтому, в случае объединения последней с Румынией, Приднестровье автоматически оказывается частью этой страны.
Румыны, наученные опытом 1992 года, не станут форсировать события и наводить «конституционный порядок» в Приднестровье. Переговорный процесс будет полностью трансформирован. Бухарест не станет вести переговоры с Тирасполем о правах и о статусе Приднестровья, как это делает Кишинев на протяжении последних 24 лет. Румыния будет вести диалог с Россией, и повестка переговоров будет начинаться с вопроса о выводе российских военных из Приднестровья.
К сожалению, в Киеве предпочитают не замечать угроз со стороны Румынии, а ведь эта страна активно раздает свое гражданство жителям Одесской и Черновицкой областей Украины. Молдова сегодня выполняет роль буфера, и пока Румыния занята Молдовой, Украине ничего не грозит. Но аппетиты растут во время еды. Как только «уния» состоится, Киеву придется столкнутся с румынской экспансией.
И еще один момент – стоит напомнить про европейский арбитраж касательно острова Змеиный. Он был решен в пользу Румынии, поэтому румынские амбиции в отношении Украины также могут не получить должного отпора со стороны ЕС.
Автор – директор Института социально-политических исследований и регионального развития (г. Тирасполь), www.ispirr.org
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.