Дегтяревская улица в Киеве не имеет атмосферы, способствующей литературному творчеству, – лязгающие трамваи, несущиеся фуры с прицепами, пошарпанный асфальт. Обстановка подталкивает скорее к питию на лавочке и щелканью семечек на балконе, нежели к фиксации на бумаге дум о Киевской Руси. Дом №58 – кирпичная девятиэтажка постройки конца шестидесятых – начала семидесятых годов прошлого века. Дом – ровесник своего самого известного жильца. К сожалению, жильца уже бывшего.
Если идти со стороны метро «Шулявская», то подъезд, возле которого был расстрелян Поэт, будет самым дальним. Заходишь во дворик и сразу замечаешь красномордых поддатых мужичков, балующихся «Оболонью». Лица хмельные, активно жестикулируют, о чём-то спорят.
Подхожу к месту, где трагически оборвалась жизнь хранителя городских легенд. Следы от крови уже смыты дождями и слезами оплакивавших, но зато заметны капли от свечей.
Возле столба импровизированный мемориал – гвоздики в самодельных вазах из пластиковых бутылей, репродукция лика Христа, фотопортрет. К столбу прикреплена черная траурная лента и лист со стихами, написанными на гибель. Совсем рядом песочница и качели. Молодые мамаши улыбаются и покуривают, детвора шалит и резвится.
Мне сразу бросается в глаза, что на заборе напротив последнего подъезда написано «Динамо» в руническом стиле. Чума фашизма вернулась в его город.
Реклама
На всех лавочках возле его подъезда вырваны брусья. Приходится садится на стальную балку. Оборачиваюсь и смотрю на дом. Что он видел из своего окна? Нравилось ли ему здесь или он мечтал обитать где-нибудь на Подоле? Куда он направлялся в тот раз, когда получил пять пуль?
Белогвардеец ХХI века ушел в самом расцвете сил, находясь в блестящей писательской форме. Булгаков вальяжно расселся на Андреевском спуске, а солдат Российской империи будет стоять по стойке смирно на Дегтяревской.
Теперь на карте Киева появилась новая точка паломничества – Дегтяревская-58. Памятник Поэту здесь – лишь вопрос времени и политической ситуации. Я непременно собираюсь быть открытии мемориала.
Памятные доски совписам-конъюнктурщикам красуются в центре, на Большой Васильковской, а его место здесь – на Шулявке. Он никуда не уехал. Он навсегда остался на Дегтяревской-58.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.